ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КИНЦУГИ

Раздел "Techniques" из "Ceramics Mended with Lacquer – Fundamental Aesthetic Principles, Techniques and Artistic Concepts" Charly Iten, перевод А. Земляной

 Техники ремонта с помощью лака не менее разнообразны, чем эстетические предпосылки возникновения искусства кинцуги. Существует большое количество составов лака и самых разнообразных методов работы, значительно различаются техники каждого отдельного реставратора или мастерской.

 

 Kishomi urushi (“чистый лак”) является базовым при любом склеивании, будь то использование лака при соединении керамических фрагментов изделия, над которым ведется работа (tomotsugi: "оригинальные кусочки") или при заполнении крупных брешей фрагментами другой посуды (yobitsugi: "позаимствованные кусочки") или элементами из дерева (mokuhen). Kishomi urushi это сырой лак уруси высокого качества.

 

 Для склеивания деталей он смешивается с клейким рисом. Получившаяся смесь используется на протяжении многих веков и называется nori urushi (“клеящий лак”). Этот состав не только хорошо клеит, но и сохнет достаточно быстро. Другая смесь, изобретенная относительно недавно, это лак kishomi urushi с мукой. Называется она mugi urushi и клеит так же хорошо, как и nori urushi, но на сушку требуется значительно больше времени.

Клеящая смесь на основе лака должна застыть, и для этого предмет, над которым идет работа, оставляют на время от одного до трех месяцев. Со скрепленных керамических или деревянных частей изделия углем удаляют излишки лака. За этим этапом следует чистка и нанесение цветного лака. В зависимости от художественного замысла мастера, слой цветного лака может быть как финальным, так и основой для засыпки (makibanachi) золотой или серебряной пудрой, если речь идет о кинцуги (kintsugi). Во втором случае основой часто становится красный лак, хотя черный лак также иногда используют для засыпки серебром.

 

 Металлическую пудру насыпают после того, как лак слегка подсох: её нужно аккуратно втереть в лак или убрать излишки с помощью кисти (makifude). По прошествии некоторого времени, когда пудра пристала к лаку, швы полируют шелковой ватой, чтобы усилить блеск металла. Есть и другой способ: отполированные лаковые швы с металлической пудрой покрывают прозрачным лаком уруси (suki urushi). После того как верхний слой высыхает, его также полируют, что делает его прочным и позволяет защитить швы от внешних повреждений: царапин и обесцвечивания. <...>

 

По сравнению с вышеупомянутым видом восстановления, ремонт другого типа повреждений, называемых hotsure (потертости), требует гораздо больше усилий и времени. Hotsure называют небольшие участки со сколами и повреждениями у бортика или у ножки керамического изделия. Для ремонта этого типа повреждений посуды отколовшиеся от нее кусочки не используют; вместо этого поврежденный участок слой за слоем покрывают лаком, до тех пор, пока все повреждения не будут полностью заполнены. Для этой цели часто используют красный, а также черный лак уруси, и одно из главных условий состоит в том, что каждый слой должен полностью высохнуть, прежде чем будет нанесен следующий. На это может потребоваться от пяти до семи дней. После того как весь лак высох, излишки материала снимают с краев ремонтируемого участка, а также с его поверхности так, чтобы заплатка гармонично переходила в стенку сосуда и соответствовала ее толщине. Следующий после очистки этап - покрытие ремонтируемого участка еще одним слоем лака. Он может быть как последним слоем, так и основой для засыпки участка металлической пудрой.  Во втором случае, этапы работы аналогичны описанным выше.

 

Сравнительно несложен метод ремонта керамической посуды с трещинами. Трещины могут возникнуть как вследствие внешних воздействий на готовое изделие, так и во время производства, чаще всего во время обжига в печи. Второй тип повреждений называется kamakizu . Независимо от причины их возникновения, по своему размеру трещины делятся на два типа: эксперты различают hibiware (“трещина”) и nyu (“волосяная трещина”). Первым термином обозначают более широкие трещины, а вторым — более тонкие. Трещину заполняют прозрачным лаком уруси, его накладывают в несколько слоев, каждый из которых сохнет в течение недели, прежде чем можно нанести следующий. Затем мастер снимает излишки лака с помощью угля и чистит изделие. После этого аккуратно наносятся красный или черный лак, которые, как и в других случаях, могут быть финальным слоем, либо базой для последующей засыпки шва металлической пудрой.