ИСТОРИЯ ВОСТОЧНЫХ ЛАКОВ

Статья о зарождении и распространении декоративных техник лакирования.

Автор О.Г. Новикова (ГЭ)

Лак в Юго-Восточной и Восточной Азии применяли с древнейших времен.

В Юньнани лак получали уже в бронзовом веке. С древности сок лакового дерева использовали в Китае для основы красочных покрытий. Сначала лаком писали, как чернилами, при помощи бамбуковых палочек, позже его стали использовать для защитных и декоративных целей: им покрывали посуду для пищи, а потом и церемониальные сосуды. Со времени правления династии Чжоу (ок. 1027-256 до н.э.) области применения лака расширились - им стали украшать экипажи, упряжки, луки и стрелы, а также другие объекты. Использование лака регламентировалось официальным уставом. В это же время лак начали смешивать с золотом. Дошли легенды о том, что на востоке Китая во время династии Хань (206 до н.э. - 220 н.э.) умели изготавливать лаки большой красоты. В этот период применение лака еще более увеличилось. Появились первые образцы лаковой живописи на утвари, шелке, бумаге.

Технологические секреты лакирования китайские мастера не раскрывали. Лаки были не только предметом роскоши: лаковые покрытия увеличивали срок службы предметов во влажном тропическом климате. Но постепенно, несмотря на меры предосторожности, эти секреты стали известны в странах Юго-Восточной Азии, что происходило одновременно с распространением буддизма. К тому же китайские лаки и лакировщики попадали в соседние страны в ходе военных конфликтов и посредством торговых контактов. По-видимому, первыми странами экспорта лаков стали Корея и Япония. Первые расписные лаковые изделия в древнем Чосоне (Корея) начали делать после завоевания страны ханьскими войсками (108 г. до н.э.). И в дальнейшем, много веков, искусство Кореи испытывало китайское влияние.

Лаковое искусство Кореи:

Наиболее ранние лаки Японии (VI в. н.э.) - китайского производства. Торговые контакты древнеяпонского государства Ямото с Китаем были особенно интенсивны в III-V вв. Но несмотря на то что самым ранним сообщением об изготовлении лака, на которое ссылаются японцы, является кодекс Тайхорё (701 г.), технология производства лака привезена в Японию в VI-VIIвв. до н.э. из Китая через Корею. Ремесленники из этих стран добровольно и принудительно переселялись в Японию, способствуя развитию лакового мастерства. Согласно легенде, одновременно с технологией в Японию было ввезено и само китайское лаковое дерево.

Произведения лакового искусства времени китайской династии Тан (618-907), из коллекций японского императора Сёму (724-748), были помещены после его смерти в императорскую сокровищницу в г. Нара.

В них очевидно сильное корейское влияние. Это музыкальные инструменты с инкрустацией резными посеребренными, позолоченными фигурами или осетровой чешуей, погруженными в сырую лаковую поверхность. Для того чтобы орнамент был виден, толщина верхнего слоя лака, после просушки, уменьшалась полированием при помощи древесного угля. Многие прекрасные образцы VII-VIIIвв., выполненные с применением золота, серебра или перламутра и сохраняемые в Японии, имеют китайское происхождение. Однако известна сабля с ножнами с покрытием из черного лака, украшенная золотом, которая несомненно происходит из Японии. Ее датируют 756 г. В Национальном музее Токио хранятся две стрелы, которые относятся к тому же периоду. Упомянутые произведения считают "родоначальниками" собственно японского лакового искусства, но в дальнейшем, несмотря на самостоятельный характер последнего, оно продолжало испытывать сильное китайское влияние.

В 794 г. император Камму (781-806) перенес столицу из г. Нара в г. Хейан-кё (совр. Киото), что послужило поводом к украшению интерьера нового дворца, где особенно примечательным было обильное использование золотого лака. Именно эта техника, makie, отличающаяся от методов и приемов работы китайских мастеров, впоследствии стала отличительной чертой японского национального искусства. Лак в это время стали использовать для украшения важнейших государственных построек. Стала очень популярна инкрустация лаковых изделий перламутром, ценными камнями, кораллами. Лаковая индустрия все больше расширялась,

и не позднее 905 г. в Японии были приняты законы, регулировавшие пропорции и количество используемых

в составах лаков материалов. В IX-X вв. широко распространилось изготовление лаковой храмовой и светской утвари, низких столиков, сундуков, шкатулок, музыкальных инструментов, светильников.

С течением времени лаковые техники усложнялись, появлялись все новые и новые; количество компонентов в составах увеличивалось. К настоящему времени сохранились сведения о большом количестве лаковых техник, в которых красочный слой представляет собой композицию из большого количества слоев. Некоторые лаки насчитывают до 200 слоев различных составов, одинаковых между собой только тем, что пленкообразователем их является урушиол. Но почти каждый слой отличается от соседнего составом пигментной части, модификаторов и пластификаторов. Каждая операция по обработке сока, каждый состав, операция нанесения или обработки поверхности имела свое название. Чаще всего использовали черные и красные лаки, иногда нанесенные на слои лаков других оттенков. Технология лакирования строго соответствовала канонам, предписывающим выполнять в каждом конкретном случае только ту или иную операцию, будь то архитектурные детали, гробницы, храмовая скульптура. Нам будет понятно строгое следование канонам буддийского ремесленника и лакировщика при изготовлении предметов культа, если мы вспомним строгое исполнение иконописцами православных уставов при написании иконы. Иконописец не мог изменить последовательность операций при изготовлении левкаса, освящая каждый этап своей работы; также восточный ремесленник не мог "случайно перепутать" последовательность нанесения различных по составу лаковых слоев. Вырезанную из дерева заготовку Будды мастер уже называл "сущностью", и процесс окрашивания был, по существу, "проявлением" из дерева божества. Для верующего человека было естественным и непреложным, что тело божественной сущности Будды должно быть только золотым. Именно поэтому цветные лаковые слои одежд Будды находятся поверх золотого покрытия. (Часто, не учитывая сакральный смысл предмета, при атрибуции произведения этот факт приводили в качестве аргумента позднего поновления предмета и удаляли авторские слои одежд при реставрации.)

Со временем связующее лаков стали применять не только для покрытий, но и в качестве армированного полимера, пропитывая им кожу, ткани, бамбук, папье-маше. В Японии им укрепляли ткани, из которых выполняли короны для статуй. Из него стали изготавливать очень легкие, небьющиеся объемные изделия - посуду, чашки, футляры для сутр и др. В Бирме бытовые лаковые изделия постепенно заняли место применявшейся ранее керамической посуды, и это было вызвано тем, что высохший лак обладает многими характеристиками современных пластмасс. В Бирме его использовали чрезвычайно широко: коробочки, контейнеры, книжные переплеты, страницы книг, шляпы, музыкальные инструменты, зонтики, архитектурные украшения, скульптуры, храмы, фурнитура, даже гробы были покрыты лаком. Твердость к удару лака такова, что в Японии им покрывали военные доспехи и оружие.

Но самым замечательным в период Нара (645-794) стало изготовление лаковой скульптуры прекрасного качества. Она ориентировалась на высокие образцы танского Китая, но ее развитию способствовали идеалы японского общества, со свойственными ему представлениями о красоте. Первоначально японская лаковая скульптура имитировала бронзовую - в трактовке поверхности и ее золочения. Но по мере строительства монастырей скульптуры стали раскрашивать в канонические или близкие к естественным тона. Процесс изготовления был привнесен из Китая, но в короткий срок японской лаковой скульптуре стало присуще такое высокое качество, что она потеснила собой скульптуру, выполненную из дерева. Сделанные в технике kanshitsu фигура или сосуд состоят из многих слоев смоченной лаком ткани, уложенной на основу. Детали поверхности делали смесью из лака, золы, опилок, измельченного глиняного камня и других материалов. 

В правление династии Сун (960-1279) лаковая индустрия Китая все более развивалась, а использование золотого и серебряного лака в дворцовой утвари стало рекордным. Основными центрами лакового производства были Цзясин и Сучжоу. Типичные лаковые коробочки периода ранней Сун имеют окраску цвета "рога носорога" (оттенки коричневого) или черного и красного цветов с включениями золотой пыли или серебряной проволоки. Они являются одними из самых распространенных и известных образцов лакового искусства этого периода. К концу правления династии лаковую продукцию из порта Цюаньчжоу завезли на Яву, в Персию и Мекку [8]. Постепенно искусство лакирования проникло в Индокитай: Вьетнам, Лаос и Таиланд. Во времена династии Юань (1271-1368) китайские авторы писали, что наряду с существованием резных красных лаков появились так называемые проколотые лаки, инкрустированные перламутром. Изделия из красного резного лака (коробки, подносы, ширмы, шкафы, столы, троны и т.д.) украшали сложной многоплановой резьбой с изображением цветов и растений. Но существовали и расписные лаки, покрытые золотыми и цветочными узорами, дополненные инкрустацией. Ими покрывали ширмы, мебель, панно, а главным центром их изготовления был г. Фучжоу. Стала развиваться роспись по прорезанному черному лаковому фону (впоследствии эти лаки стали называть "коромандельские").

Между странами Юго-Восточной и Восточной Азии шел активный взаимообмен не только изделиями, но и оригинальными лаковыми технологиями, оказывая влияние на развитие их национального лакового искусства. Коричневые лаки shu-urushi через пятнадцать веков попали из Китая в Японию. Китайская техника лакирования tsuishu проникла на японские острова через два века. (Изделия этой техники в Китае датируют серединой XIII в., в Японии - XV в.). Однако техника золотого лакирования makie, появившаяся в Японии (середина XII в.) и достигшая там большего совершенства (IX-X вв.), в Китае стала использоваться только с XV в. В Японии под влиянием китайских лаков появились новые типы изделий, мастерство художников стало более утонченным.

У Бирмы также были многовековые контакты с Китаем. Время от времени страну посещали китайские посланники, а древнебирманское государство Шрикшетра народа пью (II-IXвв.) имело китайское происхождение. Полагают, что Бирма также получила технологию лакового производства из Китая, использовавшуюся там уже три тысячелетия. Но ни период, в который бирманцы получили лаковую технологию, ни маршрут ее ввоза точно не известны. Самый ранний образец бирманской лаковой технологии - простая цилиндрическая коробочка из тика, покрытая лаком с желтой охрой. Ее датируют периодом правления династии Паган (1044-1287). Известно небольшое количество бирманских лаков XII в., но расцвет этого вида искусства там наступил в XV в. В XV-XVIIIвв. в ходе многократных войн бирманцев с Сиамом (Таиландом) шел интенсивный обмен лаковыми изделиями и самими ремесленниками. В этот период в Сиам проникла традиция лакирования деревянной и бронзовой буддийской скульптуры, но лаковые техники применяли там, в упрощенном виде (гораздо раньше покрывали лаком деревянную скульптуру) и только на севере страны. Часть композиций привозили из Бирмы или из Юньнани, например, красный лак (nam-hang- киноварь на масляном связующем).

Веками мастера интуитивно, путем проб и ошибок, улучшали и изменяли технологию и модифицировали составы для лакирования. Фундамент лаковой индустрии Китая династии Мин (1368-1644) составляли трактаты, посвященные производству лаков - "Ко Ku Jo Lun" (1388), "Ching pi-ang" (1595) и "Hsinshihlu". Последний написан в XVI в. лакировщиком Гуан Ченом, а при переписке в 1625 г. дополнен предисловием мастера Юн Мина. Из этих работ ясно, что в правление императоров Юнлэ (1403-1424) и Сюаньдэ (1425-1435) были изобретены превосходные составы резных лаков. Хорошо известны произведения искусства того времени, изготовленные с помощью резных лаков. Они имеют отчетливый рисунок, в них нет большого количества мелких деталей, которые характерны для позднейшей лаковой продукции Китая; цвет их значительно глубже и богаче, чем у предметов XVIIIв. Во время династии Мин в Пекине стали изготовлять расписные лаки (написанные кистью золотыми контурами), а лаки, производимые в Сучжоу и Изянси, инкрустировали перламутром. В правление императора Суань-дэ в Китай из Японии стали ввозить лаковые изделия, украшенные мелко измельченным золотом.

В дальнейшем развитие лакового производства в странах Юго-Восточной Азии испытывало очень сильные воздействия от изменений в социально-экономической ситуации каждой отдельно взятой страны, претерпевая периоды забвения и расцвета. В течение периода Камакура (1192-1333) в Японии, в результате смуты, вызванной борьбой между кланами Минамото и Тайра, власть захватили военные. Был установлен феодальный сёгунат; оформился самурайский кодекс - бусидо; возросло влияние секты дзен; коренным образом изменились этические представления общества, все это оказало большое воздействие на характер японского искусства.

Но лаковое производство в период Камакура продолжало развиваться. Отличительной чертой лаков того времени стали совершенные методы инкрустации (искусно обработанным металлом, раковинами) и замечательные рисунки. Изделия из лака в XIII-XIVвв. стали находить все новое применение в японском обществе - это военная амуниция, кожаные седла, части доспехов. В течение этой эпохи стали часто обращаться к образам природы и цветов в рисунке золотого лака и при инкрустировании оловом. Этому содействовали появившиеся новые технологические приемы. Начал применяться способ одновременного использования разных сортов крупнозернистого и мелкозернистого золотого порошка, фольги из золота. В XIIIв. появилась техника росписи takamakie (нанесение на поверхность предмета многослойного лакового рельефа с последующим нанесением золотого порошка). Технологию kamakura-bori(резное дерево, лакированное красным или черным лаком) также датируют этим периодом, в дальнейшем ее использовали более двух веков.

В период Муромати (1338-1573) техника и искусство лакирования развивались дальше, пользуясь широкой поддержкой сегуна Асикаги Есимасы (1443-1473). Он дал большой импульс развитию чайных и курительных церемоний, что расширило области применения лакового искусства для украшения изысканной утвари ритуалов. В начале периода Муромати было также широко распространено изготовление косметических шкатулок, курительниц. Изделия стали более округлыми по форме, а композиция их декора - более свободной. Однако тогда же делали изделия для секты дзен, внешне простые, но для их изготовления брали черный лак наивысшего качества, иногда минимально украшая орнаментом. Лаковая работа при инкрустации перламутром стала еще более тонкой. Начал применяться метод имитации китайского резного лака, при котором золотой, красный или зеленый лак наносили на резную деревянную основу. Техника лакирования обогатилась приемом наложения на росписи золотой пасты. В соседних странах так высоко оценили золотой лак мастеров времени Муромати, что ремесленники из Китая приезжали в Японию для обучения этой технике. И хотя известно, что почти все художники этого периода были монахами или священниками, сохранились имена ведущих японских лакировщиков - Коами Митинага (1408-1478), Игараши Шинсайидр.