ТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РАБОТЫ С ЛАКОМ УРУСИ

Обзор японских традиционных техник декоративной оттделки лаком уруси: Rantai,Kanshitsu,Maki-e,Raden,Chinkin, Kinma, Choshitsu, Hiramon, Rankaku, Urushi-e, Kamakura-bori.

Автор К. Корнилов

Работа с лаком уруси – это целое искусство, включающее в себя многообразные техники покрытия предметов лаком, который, после высыхания образует водоотталкивающий слой и защищает дерево от гниения. Именно это свойство лака используется с древнейших времен. Если вы окажетесь в Японии, то легко найдете среди повседневных вещей изделия, покрытые лаком, будь то палочки для, еды, подносы, чаши, шкатулки и проч. Уруси использовали с Каменного века, сначала в качестве клея и позднее для создания декоративных покрытий. Предметы, покрытые красным лаком уруси, найденные при археологических раскопках, датируются периодом Дзёмон, им около 9000 лет. 


Благодаря своим свойствам, лак всегда шел рука об руку с золотом, серебром и перламутром. В руках мастера сочетание этих материалов превращалось в прекрасные шкатулки для книг и свитков, лаком покрывали музыкальные инструменты, ножны мечей, доспехи. И сегодня художники, работающие с лаком уруси, продолжают создавать как произведения искусства, так и повседневные вещи: посуду, подносы, чайницы и т.д.

 
Упрощенный процесс создания лаковых предметов. 
Прежде всего, мастер подбирал материал для основы. Самым распространённым материалом для лаковых работ является дерево. Ещё используют бамбук, кожу, металл, керамику. Процесс наложения лаковых слоев называется Kyushitsu. Лак наносится либо шпателем, либо кистью. После каждого слоя лак полируется. Слои наносятся снова и снова, создавая прекрасную слоистую, полупрозрачную текстуру на поверхности. В зависимости от художественного замысла изделие либо оставляют так, либо наносят рисунок, инкрустируют и проч.

Техники


Rantai – обобщённое название лаковых техник, в которых в качестве основы используется бамбук. 
Бамбук - гибкий материал, он легко гнется и сохраняет свою форму. Стебель расщепляют на небольшие плашки и из них составляют формы. Поверхность покрывают слоями уруси. Изделия из бамбука очень прочные и при этом легкие. Я из бамбука делаю палочки для еды, очень просто обрабатывать этот материал. 

Kanshitsu – изделия, основной для которых служит текстильное полотно.

Мастер создает форму из глины, придает ей нужные изгибы, углы. Затем в форму укладывается ткань, например лен. Это все пропитывается лаком, после затвердевания форму удаляют, а получившуюся основу покрывают необходимым количеством слоев лака уруси. Ткань полностью пропитывается лаком, становится твердой и прочной, при этом такой способ позволяет создавать формы любой сложности.

Maki-e – традиционное японское искусство создания на лакированных поверхностях изображений при помощи золотой и серебряной пудры. Слово «maki» означает посыпать, а «e» - картина. Существуют различные виды техник maki-e: togidashi maki-e, hira maki-e, and taka maki-e 

togidashi maki-e – самая древняя техника. Первая сохранившаяся работа в этой технике датируется периодом Нара (710 - 794). Это расписанные ножны меча китайского производства, находящиеся сейчас в сокровищнице Shōsō-in в Нара. В период Хэйан (794 – 1185) искусство togidashi maki-e  достигло своего расцвета. А в период Муромати (1338–1573) технику togidashi maki-e стали совмещать с техникой создания рельефа takamaki-e, новый стиль был назван shishiai togidashi maki-e 

Процесс создания togidashi maki-e трудоемок. Прежде всего создается идеальная лаковая поверхность. Затем лаком уруси наносится рисунок и при помощи funzutsu (бамбуковая трубочка для пудры) посыпается пудрой золота или серебра. Затем сверху наносят слой roiro-urushi (черный лак уруси) и аккуратно углём полируют поверхность(shiage togi). После этого идет процесс под названием aratogi - поверхность покрывают защитным слоем лака. Затем ещё одна полировка углем. Aratogi и shiage togi повторяют от трех раз для достижения наилучшего результата. 
Togidashi-Taka Maki-e - техника, в которой вместе золотом и серебром используют цветные лаки. 

Raden – декоративная отделка перламутром. «Ra» означает спиральную раковину, «den» означает украшать. Эта техника была заимствована у Китая около 1300 лет назад. Раковины расслаивают на перламутровые полоски, обрабатывают их до нужной толщины и инкрустируют ими поверхность предметов.

Chinkin – на лаковой поверхности, при помощи специального инструмента – chisel, вырезается узор, затем его заполняют лаком и засыпают золотой пудрой. Эта техника была заимствована из Китая около 600 лет назад.  


Такая работа требует аккуратности и точности, рисунок, вырезаемый в лаковой поверхности, не может быть исправлен. Если для заполнения используется серебро, то разновидность техники называется chingin. А если киноварь, то chinshu . 

Kinma – по сути, это разновидность chinkin, для заполнения вырезанного рисунка используют цветные лаки. Есть три разновидности kinma – вырезание точек, линий и сочетание точек и линий. Для вырезания используется специальный нож kinma-ken.  


По преданиям это искусство было заимствовано из регионов Южной Азии. При помощи этой техники и сочетания цветных лаков можно делать плавные переходы цвета. 

Choshitsu – десятки слоев разноцветного лака уруси наносятся на поверхность. Затем, при помощи лезвия вырезается рельеф. Техника была заимствована из Китая. 

Первым делом нужно было нанести много слоев лака, держа при этом в уме финальный вид изделия. Для справки, если нанести сто слоев черного лака уруси, получится 3мм слой на изделии. Разновидность техники с черным лаком – tsuikoku, с красным - tsuishu 

Hiramon – техника, в которой драгоценные металлы раскатывают в пластинки, вырезают из них формы и инкрустируют ими поверхность. 

Rankaku – техника, при которой рисунок засыпается растолченной яичной скорлупой. Такой способ позволяет получить яркий и чистый белый цвет, чего весьма трудно добиться при использовании цветных лаков уруси. Традиционно используют скорлупу яиц перепелов.

Urushi-e – рисунок наносится при помощи цветного лака уруси. Это самая древняя и базовая техника

Kamakura-bori техника при которой рисунок вырезается в дереве, а затем на него наносятся слои лака уруси. Название произошло от города Kamakura

Источники:

http://galleryjapan.com

http://www.pilot-namiki.com

Перевод К.Корнилов